Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперед и только все вместе!

  Главная
  Диагноз
  Документы
  Фотографии
  Видео с Кристиной
  Контакты Мамы


Если ваш ребенок болен ДЦП

1 Формы ДЦП
1.1 Спастическая диплегия
1.2 Двойная гемиплегия
1.3 Гиперкинетическая форма
1.4 Атонически-астатическая форма
1.5 Гемиплегическая форма
1.6 Смешанные формы

2 Причины детского церебрального паралича
3 Лечение
4 Задачи лечебно-педагогической работы
5 Особенности работы
6 Методика ЛФК при ДЦП

   7 Вспомогательные приспособления для детей с ДЦП
7.1 Инвалидные кресла
7.2 Ходунки
7.3 Вертикализаторы
7.4 Сиденья
7.5 Мебель
7.6 Велосипед для детей с ДЦП
7.7 Тренажеры
7.8 Кресла-сиденья для ванны
7.9 Кресла-туалеты





Форум сообщества "Дети-ангелы"

Официальный сайт - Государственное автономное учреждение «Московский научно-практический центр реабилитации инвалидов вследствие детского церебрального паралича»

МСЭ и инвалидность при ДЦП.

Официальный сайт «Фонда поддержки инвалидов с ДЦП и черепно-мозговой травмой»

Da-med.ru ::: Детский церебральный паралич (ДЦП)

лечение ДЦП

Вести активную жизнь можно и с ДЦП

Технические средства реабилитации для детей с ДЦП

Восстановление двигательных и речевых навыков у пациентов с ДЦП с помощью микротоковой рефлексотерапии

Введение

Детский церебральный паралич — многоплановое и очень непростое заболевание.

За последние несколько десятилетий достигнуты большие успехи в вопросах ранней диагностики и лечения детского церебрального паралича, разработаны методы реабилитации, которые во многих случаях позволяют добиться практически полного излечения от этого страшного заболевания. Однако проблему детского церебрального паралича нельзя считать полностью решенной. Кроме того, в настоящее время можно ожидать увеличение количества детей с этим заболева­нием. Связано это с тем, что за последние десятилетия методика реанимации новорожденных детей шагнула вперед, в результате чего младенческая смертность существенно сократилась. Так, в Санкт-Петербурге на сегодняшний день уровень младенческой смертности соответствует европейским и американским показателям. Однако этот процесс имеет и отрицательную сторону, поскольку выживает гораздо больше детей с поражениями нервной системы, которые погибли бы без использования методов современной реанимации. Соответственно, по сравнению со своими сверстниками, не прошедшими реанимацию в период новорожденности, эти дети гораздо чаще страдают детским церебральным параличом, судорогами, умственной отсталостью и другими заболеваниями нервной системы.

Другим фактором, приводящим к росту числа детей, больных ДЦП, является увеличение количества рожающих женщин с патологией репродуктивной системы, а также беременностей у женщин старшего возраста. Внедрение различных технологий, позволяющих сохранять беременность при угрозе выкидыша, ведение беременных женщин с эндокринной патологией, большое количество первых родов в возрасте 28–30 лет — все это, вне всякого сомнения, приводит к увеличению количества детей с патологией нервной системы вообще и с ДЦП в частности. Поэтому можно ожидать, что в скором времени большому количеству детишек потребуется помощь в лечении детского церебрального паралича. Естественно, успех в лечении этой болезни зависит от своевременной диагностики, предупреждения этого заболевания и как можно более раннего обращения к специалистам. Однако по своему опыту работы невропатологом могу с уверенностью сказать, что никакие усилия врачей, медсестер и массажистов, никакие новейшие методы реабилитации не смогут помочь ребенку, если его родители не поставят перед собой этой задачи. Возможность излечения от ДЦП в первую очередь зависит от терпения родителей, от их желания помочь своему ребенку, от ежедневной, кропотливой работы со своим чадом. Забота о ребенке, больном детским церебральным параличом, — это тяжелая обязанность и большая ответственность. Такой ребенок требует от родителей упорного труда, отнимающего много сил. Но если родители готовы работать, работать ежедневно, упорно, передвигаясь маленькими шагами, отмечая малейшее изменение в состоянии ребенка, поощряя его за самые минимальные успехи, то результат обязательно будет. Для таких родителей, пап, мам, бабушек и дедушек, написана эта книга.

Книга состоит из нескольких разделов. Первый из них посвящен вопросам ухода за детьми с детским церебральным параличом. Мы рассмотрим особенности кормления таких детей, как в грудном, так и в более старшем возрасте, ознакомимся с приемами, облегчающими кормление. Также будут приведены рекомендации по улучшению сна у детей с поражением нервной системы, поскольку эта проблема нередко тревожит многих родителей. Будут также рассмотрены вопросы обучения ребенка с детским церебральным параличом навыкам самообслуживания. К сожалению, эта проблема сравнительно мало освещена в литературе, несмотря на то что она очень актуальна для многих родителей, а также нерешаема медицинским персоналом, теми врачами и медсестрами, которые занимаются лечением ребенка.

Во втором разделе будет рассказано о тех лечебных и развивающих мероприятиях, которые вы можете использовать для своего ребенка самостоятельно.

Третий раздел книги посвящен рассмотрению вопросов психического и интеллектуального развития ребенка с детским церебральным параличом. Это один из самых сложных вопросов, поскольку если физические недостатки у больных детей в большинстве случае можно компенсировать, то их психические особенности поддаются коррекции гораздо тяжелее, требуют отдельного подхода и влияют на всю жизнь ребенка и его социальную адаптацию.

В этой книге будет использована определенная терминология, которая доступна любому человеку, имеющему отношение к медицине, но может быть не совсем понятна людям, в ней не разбирающимся. Между тем без некоторых терминов трудно объяснить определенные понятия или же такие объяснения будут очень запутанными и сложными. Поэтому, чтобы у читателя в дальнейшем не возникало вопросов, в начале книги я дам пояснения к этим терминам.

Гипертонус. Этим термином описывается особое состояние мышц, при котором они напряжены, в результате чего движения в суставах становятся ограниченными. Причинами гипертонуса у детей с ДЦП служат неправильные сигналы, посылаемые из поврежденного головного мозга ребенка. Иногда используют термин спастичность, подразумевая тем самым повышенный тонус в большинстве скелетных мышц.

Гипотония, или сниженный мышечный тонус. При некоторых формах ДЦП у ребенка, вследствие поражения определенных отделов мозга, мышечный тонус снижается, а не повышается, при этом подвижность в суставах становится даже больше нормы и из-за слабости мышц ребенок не может нормально двигать ручками и ножками.

Мышцы-сгибатели — это мышцы, выполняющие роль сгибателей в суставах. Мышцы-сгибатели рук располагаются на внутренней поверхности рук, с их помощью производится сгибание в локтевом и лучезапястном суставах. Мышцы-сгибатели ног располагаются на задней поверхности ног и отвечают за сгибание в коленных и голеностопных суставах.

Мышцы-разгибатели — это мышцы, с помощью которых осуществляется разгибание рук и ног в суставах. Они располагаются на наружной поверхности рук и на передней поверхности ног.

Расположение головы по средней линии означает, что она не наклонена относительно туловища и не повернута ни вправо, ни влево, ни вперед, ни назад.

Среднее положение конечности. Обычно под этим термином подразумевается естественное положение конечности, которое она принимает, если на нее не оказывается какого-либо воздействия.

Контрактуры — это ограничение подвижности в суставе вследствие укорочения связок, которое в свою очередь является результатом длительного нефизиологического положения конечности, вызванного повышенным мышечным тонусом.

Как ухаживать за ребенком с ДЦП

Что такое детский церебральный паралич?

Этим термином обозначают целую группу заболеваний, которые проявляются прежде всего в двигательных расстройствах, являющихся следствием поражения определенных отделов головного мозга. В результате этих явлений со стороны нервной системы возникает недостаток контроля за функцией мышц.

Как происходит повреждение нервной системы у младенцев

Что может действовать на плод в период беременности

Как правило, при ДЦП повреждение головного мозга происходит еще на стадии внутриутробного развития плода. К поражению головного мозга ребенка могут привести хронические инфекции половых путей, заболевания матери во время беременности, воздействие на плод таких неблагоприятных факторов, как радиация, химические агенты, стрессовые ситуации. В последнее время женщины все чаще подвергаются воздействию электромагнитного излучения. Вокруг нас постоянно увеличивается количество бытовых и офисных приборов, являющихся источниками интенсивного электромагнитного излучения, особенно это касается персональных компьютеров, за которыми некоторые работники проводят целый день. Ежедневная работа беременной женщины за монитором компьютера может вызвать у плода нарушение развития различных органов и систем, в том числе и головного мозга. Поэтому любая­ ­беременн­ая женщина должна быть отстранена от работы с компьютером и переведена на другую работу.

Родовые травмы

Частой причиной развития детского церебрального паралича являются различные родовые травмы. Это может быть повреждение головного мозга во время родов, когда головка плода проходит через родовые пути. Нередко к повреждению головного мозга приводит обвитие пуповины ­вокру­г шеи рождающегося плода, что вызывает нарушение кровоснабжения головного мозга и его длительную гипоксию, то есть недостаток кислород­а. В результате происходит гибель отдельных участков головного мозга малыша (этот ­процесс подобен инсульту у взрослых). Стоит ­от­метить, что мозг новорожденного ребенка гораздо устойчивее мозга взрослого и при поражениях, которые могли бы привести к гибели взрослого ­человека, ребенок способен выжить и развиваться, правда с некоторыми отклонениями от нормы.

Конфликт по группам крови и резус-фактору

Частой причиной повреждения нервной системы ребенка является конфликт по группам крови и резус-фактору у матери и будущего ребенка. Чаще всего это происходит во время второй или последующих беременностей в том случае, если у матери отрицательный резус-фактор, а у отца и соответственно у ребенка положительный или же если у матери первая группа крови, а у ребенка вторая, третья или четвертая. В этих случаях в организме матери синтезируются антитела (особые белки), разрушающие красные кровяные тельца в организме ребенка. Продукты распада этих клеток отравляют организм и поражают нервную систему малыша.

Обычно этих осложнений удается избежать, если мама ребенка вовремя встает на учет в женской консультации, на протяжении беременности регулярно посещает врача и аккуратно выполняет его указания.

Инфекции и травмы в младенческом возрасте

ДЦП может возникнуть и после рождения ребенка, если на первом году жизни он переносит тяжелые инфекционные заболевания, осложняющиеся менингитом или энцефалитом, то есть инфекционным процессом, затрагивающим головной мозг. Еще одной причиной могут быть тяжелые ушибы головного мозга у ребенка грудного возраста.

Почему у детей с повреждением нервной системы возникает детский церебральный паралич

Выше, обсуждая причины возникновения детского церебрального паралича, мы уже говорили, что он напоминает инсульт у взрослых людей. Однако ДЦП — заболевание, возникающее с рождения, и поэтому больной ребенок не имеет не только двигательных навыков, но и правильных представлений о том, какими они должны быть. Таким образом, важно не только научить ребенка, больного ДЦП, определенным двигательным навыкам, но и четко следить за тем, чтобы он выполнял их правильно.

У всех детей, как здоровых, так и больных, развитие двигательных функций происходит постепенно, с прохождением отдельных стадий. Этот процесс достаточно четко запрограммирован природой и зависит от степени зрелости нервной системы. Развитие же нервной системы в свою очередь стимулируется наличием определенных, уже приобретенных двигательных навыков. Таким образом, развитие двигательных функций — это непрерывный процесс обмена информацией между центральной нервной системой и ее исполнителями, то есть мышцами конечностей, шеи и туловища.

Как, например, начинает ходить обыкновенный здоровый младенец? Сначала он учится удерживать в правильном положении голову. Это достигается за счет двух врожденных рефлексов. Первым у ребенка появляется “защитный” рефлекс.

“Защитный” рефлекс формируется очень рано, на 2–3-й день жизни. Заключается он в том, что если положить ребенка на живот, то он рефлекторно поворачивает голову вбок. При выкладывании на живот здоровый младенец постепенно начинает поднимать голову. К концу первого месяца жизни малыш уже поднимает голову вверх или “держит голову”, как говорят педиатры. Детские неврологи называют это “рефлекс с головы на шею”.

Следующим этапом развития движения является научение ребенка присаживанию и перевороту со спины на живот и с живота на спину.

За присаживание ребенка отвечает так называемый симметричный шейно-тонический рефлекс. Он заключается в следующем: если ребенку, находящемуся в положении на спине, слегка пригнуть голову к груди, то у него повышается тонус в мышцах-сгибателях рук и мышцах-разгибателях ног. При этом если ребенок держится за что-то ручками, то он начинает подтягиваться и присаживаться — таким образом малыш учится садиться из положения лежа.

Переворачиваться ребенку помогает асимметричный шейно-тонический рефлекс, который заключается в следующем. Если в положении на спине повернуть голову ребенка в сторону, например вправо, то его правые конечности выпрямляются, а левые, наоборот, сгибаются, при этом активируются мышцы спины, ответственные за переворачивание тела, и ребенок постепенно учится переворачиваться.

Так, благодаря ряду врожденных рефлексов, которые включаются в определенном возрасте и, сыграв свою роль, отключаются, этап за этапом, происходит созревание двигательных функций грудного ребенка. Задержка же такого “включения” или “выключения” рефлекса приводит к искажению возникновения двигательной функции или же к полному ее отсутствию, что и наблюдается у детей, больных детским церебральным параличом.

Формы детского церебрального паралича

Наиболее часто встречается спастическая форма ДЦП, при которой наблюдается повышение мышечного тонуса в ручках и ножках ребенка (спастичность) в сочетании со слабостью мышц (паретичностью). Это приводит к затруднению или невозможности произвольных движений.

Как правило, повышение тонуса наблюдается в мышцах, осуществляющих движение бедер внутрь (приведение). Из-за этого ноги ребенка плотно сжаты и часто перекрещиваются в голенях, а разведение ног в тазобедренных суставах заметно затруднено. Кроме того, ноги такого ребенка согнуты в коленных суставах и их разгибание также затруднено. По причине спастичности в подошвенных сгибателях затруднено разгибание стопы. Стопы ребенка “опущены”, при ходьбе он “загребает” ногами.

Спастичность отмечается и в верхних конечностях. Ручки ребенка согнуты в локтевых суставах, кисти повернуты внутрь, пальцы сжаты в кулак, большой палец плотно прижат к ладошке.

При детском церебральном параличе выраженность и распространенность поражения конечностей может быть различной. В некоторых случаях наблюдается тяжелое поражение всех четырех конечностей, причем руки поражаются в той же степени, что и ноги, а иногда даже сильнее. Эта форма ДЦП называется двойной гемиплегией. Дети с такой формой заболевания крайне тяжело поддаются лечению, развитие двигательных функций у них чрезвычайно затруднено. Однако при раннем начале лечения можно добиться существенных результатов.

При более легкой степени заболевания поражаются преимущественно ноги. Эта форма носит название спастической диплегии. Руки в этом случае страдают в меньшей степени, что облегчает развитие у таких детей манипулятивной деятельности, а также навыков самообслуживания. Кроме того, активная деятельность, осуществляемая руками, способствует тому, что работа коры головного мозга активизируется. При правильном лечении дети с этой формой болезни способны к самообслуживанию, рисованию, письму, ходьбе.

Еще одной формой спастического поражения мышц является гемиплегия, то есть одностороннее поражение руки и ноги. В таких случаях двигательное развитие ребенка зависит от степени поражения конечностей. Как правило, такой ребенок осваивает навыки самообслуживания, ходьбу и нередко может обучаться в обычной школе. Из-за выраженной несимметричности в развитии эти дети часто страдают сколиотическими деформациями позвоночника.

Грозным осложнением, которое может возникнуть в результате всех спастических форм детского церебрального паралича, является развитие контрактур в суставах. Это происходит из-за длительного вынужденного положения конечности. Такое вынужденное положение является следствием повышенного мышечного тонуса. Наиболее выражено это в голеностопных и лучезапястных суставах. Для предотвращения подобных осложнений используются специальные упражнения и приспособления, описанные ниже.

Другой тяжелой формой ДЦП является атонически-астатическая форма. При этом в картине болезни на первый план выходят недостаточная координация движений, отсутствие сформированных реакций равновесия, сниженный тонус во всех группах мышц. Эта форма болезни возникает при поражении мозжечка ребенка. В результате не возникает контрактур, однако значительно затрудняется развитие ручной умелости и ходьбы.

Нередко при ДЦП у детей наблюдаются насильственные движения, так называемые гиперкинезы. Эти движения не контролируются сознанием и резко ограничивают развитие ребенка.

Кормление детей с церебральным параличом

Трудности кормления детей с ДЦП в первые месяцы жизни

Нередко возникают трудности при кормлении детей с детским церебральным параличом в первые месяцы жизни. Это связано с недостаточным развитием сосательного и глотательного рефлексов, с нарушением мышечного тонуса в языке и ограничением его подвижности, со слабостью мускулатуры губ и недостаточной функцией мягкого неба.

Когда вы даете сосок или соску здоровому ребенку первых месяцев жизни, он захватывает ее и производит сосательные и глотательные движения, позволяющие ему питаться жидкой пищей (молоком, водой, чаем, соком). При попытке отнять у ребенка соску отчетливо ощущается сопротивление. В процессе кормления ребенок делает подряд несколько сосательных движений, затем наступает короткий перерыв, который опять сменяется сосанием. По мере того как ребенок наедается, перерывы в его движениях становятся все длиннее, а фаза сосания все короче, и так до полного насыщения. Здоровый ребенок обычно высасывает необходимое количество молока за 10–15 минут. Молоко не выливается изо рта, сосательные движения ритмичные, на каждые два сосательных движения приходится два глотательных.

У ребенка, больного церебральным параличом, процесс сосания происходит несколько иначе. Обычно он неплотно захватывает соску, сосет вяло, быстро утомляется, закашливается, подолгу держит молоко во рту, нередко засыпает при кормлении, кричит при попытке присосаться. У некоторых детей с выраженным гипертонусом наблюдается запрокидывание головы назад, что еще больше затрудняет процесс кормления.

Необходимо отметить, что правильное кормление ребенка имеет очень большое значение не только для его роста, физического развития и здоровья, но и для дальнейшего развития речи, поскольку в процессе кормления у ребенка формируются необходимые для произнесения звуков движения языка, губ и нижней челюсти.

Вспомним еще такой общеизвестный факт, как усиление эмоционального контакта между ребенком и матерью, который происходит при грудном вскармливании. Именно поэтому если при кормлении возникают трудности, то это приводит прежде всего к волнению и беспокойству матери ребенка, в результате чего нарушается эмоциональная связь между ними. Чтобы избежать этого, необходимо выбрать удобное место кормления, заранее приготовить все необходимое и расслабиться.

В первые месяцы жизни у детей с поражением нервной системы сосательный рефлекс часто ослаблен. Чтобы его усилить, следует перед кормлением нежно погладить уголки губ ребенка ваткой, смоченной в теплом молоке, а затем слегка похлопать его по середине верхней губы. Эта несложная процедура активизирует врожденные безусловные рефлексы, способствующие захвату соска или соски. В случае если ребенок не может плотно сомкнуть губы при захвате соска и молоко вытекает, необходимо их придерживать.

Случается, что ребенок с поражением нервной системы не может произвольно закрыть рот или, наоборот, делает это с чрезмерным усилием и прикусывает сосок. В такой ситуации матери сначала необходимо регулировать закрывание рта ребенка, а затем постепенно учить ребенка делать это самостоятельно.

Активировать ощущение ребенком своих губ можно с помощью поглаживающих движений по внутренней поверхности губ или легких равномерных ударов кончиком указательного пальца по направлению от щек, подбородка и носа к губам. Многие дети быстро устают при сосании, им необходимы перерывы, во время которых мать может нежно поглаживать губы и щеки ребенка. Кроме того, следует сделать кормления более частыми и менее продолжительными. Все это также помогает стимулировать рефлекс. Ребенок с заболеванием нервной системы может, только начав сосать, быстро устать, при этом довольно скоро он начинает беспокоиться по причине голода. В таких случаях также необходимо уменьшить промежутки между кормлениями.

Если ребенок излишне возбудим, то перед кормлением он может заглатывать воздух, что вызывает у него еще большее беспокойство, чувство распирания в животе и крик в начале сосания. Чтобы избежать этого, нужно выпустить воздух из желудка ребенка, для чего можно положить малыша на плечо взрослого и, поддерживая голову за подбородок, слегка похлопать его по спине. Если во время кормления ребенок заглатывает много воздуха, то эту процедуру полезно сделать и после кормления.

В тех случаях когда ребенок плотно смыкает губы и не берет сосок в рот, для расслабления мускулатуры губ могут быть полезны следующие упражнения. Мать помещает свои указательные пальцы с обеих сторон на точки, расположенные между серединой верхней губы и углом рта ребенка, и производит движения к средней линии так, чтобы верхняя губа собиралась в вертикальную складку. Такое же упражнение проделывается с нижней губой, а затем с обеими губами одновременно.

В следующем упражнении указательные пальцы взрослого помещаются в такое же положение, как и в предыдущем случае, но передвигаются не горизонтально, а вертикально. При движении пальцев по верхней губе ребенка обнажаются верхние десны, а при движении по нижней — нижние. Можно проделать подобное упражнение таким образом, чтобы губы ребенка растягивались в улыбку, а при обратном движении собирались в складку.

Иногда возникает ситуация, при которой ребенок вследствие слабости сосательного рефлекса начинает сосать путем открывания и закрывания рта и взрослые прибегают к пассивному приему кормления: увеличивают отверстие в соске, откидывают голову ребенка назад, давая возможность жидкой пище стекать в глотку. Такой способ кормления нельзя одобрить, поскольку при этом бездействуют мышцы рта, которые в дальнейшем отвечают за произнесение звуков.

Постепенно поведение ребенка во время кормления меняется. В два месяца у здорового ребенка уже явно наблюдается пищевое сосредоточение, которое выражается в уменьшении движений конечностей при сосании. К трем месяцам сосание и глотание значительно совершенствуются, что является результатом тренировки мускулатуры языка и губ: губы плотно смыкаются, а кончик языка становиться сильным и подвижным. При этом ослабевает пищевая доминанта, и во время кормления ребенок может отвлекаться на яркие предметы и громкие звуки. У детей же с детским церебральным параличом пищевая доминанта в первые месяцы выражена слабо, движения конечностей не притормаживаются, а наоборот, могут усиливаться. В результате повышения мышечного тонуса языка отчетливо отмечается ограничение или даже отсутствие его движений вверх и назад. Это значительно затрудняет процесс сосания, а пища вываливается наружу.

У здорового ребенка за счет развития слуха и зрения к трем месяцем появляются новые условные рефлексы. Так, сосательный рефлекс у него возникает не только на раздражение губ, но и при виде груди матери или бутылки с молоком. К четырем месяцам появляется новый пищевой сочетательный рефлекс на зрительный раздражитель: ребенок при виде груди матери или бутылки с молоком поворачивает голову, открывает рот и делает сосательные движения. У детей с церебральным параличом указанные реакции выражены слабо, а нарушения моторики языка и губ проявляются все более отчетливо (язык становится толстым и малоподвижным, складывается “лодочкой” или упирается кончиком в твердое нёбо).

Первые жевательные движения здоровые дети делают к семи-восьми месяцам, а в конце первого года жизни жевание уже достаточно развито. ­Ребе­нок же с церебральным параличом длительное время затрудняется в жевании, откусывании и проглатывании твердой пищи. Вместо жевательных движений он производит движения языка вверх и вперед, и непрожеванная пища выталкивается из полости рта. Ребенок, больной ДЦП, не может пить жидкость из чашки или стакана, поскольку его губы не могут охватить край чашки, а движение языка вперед затрудняет процесс питья, которое становится возможным только в пассивной форме: голова ребенка запрокинута назад, жидкость пассивно стекает в рот. В этом положении создаются условия для заглатывания воздуха, что вызывает кашель и общее беспокойство у ребенка.

Администратор и разработчик сайта 8-928-2477725